МосквоМетр. Выпуск третий - версия для печати.

   «МосквоМетр» #03, 6—7 октября 2001 года

   • Потребление. Если у Вас есть мобильный телефон, какую сумму в месяц в среднем Вы тратите на его оплату?
   • Карьера. Как Вы считаете, кто является лучшим руководителем — мужчина или женщина?
   • Здоровье. Как часто Вы посещаете стоматолога?
   • Дети. Помните ли Вы, как зовут Вашего первого учителя?
   • Досуг. Если исключить Большой Театр, какой театр в Москве можно назвать лучшим?
   • Авто. Если в Вашей семье есть автомобиль, назовите сумму, которую Вы в среднем тратите в месяц на бензин?
   • Стиль. Верите ли Вы в гороскопы?


   1. Потребление.
   Если у Вас есть мобильный телефон, какую сумму в месяц в среднем Вы тратите на его оплату?

   Среди владельцев мобильных телефонов, назвавших ежемесячную сумму трат на оплату счетов, выделилось четыре группы. 3,9% составили респонденты, тратящие в среднем 300 рублей и менее, 6,1% — это владельцы мобильных телефонов с расходами 301—600 рублей, 4,0% — с расходами 601—1200 рублей и 3,3% приходится на тех, кто в среднем тратят на оплату мобильного телефона в месяц 1201 рублей и более. Таким образом, прослеживается своеобразная зависимость «пиков» оплаты мобильного телефона от доллара, то есть 300 рублей — 10 у.е., 600 рублей — 20 у.е. и т.д. На отсутствие мобильного телефона, в свою очередь, ссылаются 46,2% респондентов.

   Выше доля собственников мобильных телефонов среди представителей мужского пола, по сравнению с женщинами. Особенно ярко данная тенденция прослеживается при анализе не только гендерной, но и возрастной структуры. Так, если среди мужчин молодого возраста (18—34 лет) есть мобильный телефон более чем у половины (53,8%), и 28,6% тратят в месяц от 301 до 1200 рублей на его оплату, то среди женщин данной возрастной группы показатели следующие: на наличие телефона указывают 40,3% и 21,6% тратят сумму до 600 рублей в месяц. Анализ же расходов старшей возрастной категории (от 56 лет) представляется малоинтересным, поскольку мобильными телефонами обладают лишь 9,3% мужчин и 4,7% женщин.

   Ежемесячные расходы на мобильный телефон практически напрямую связаны с уровнем дохода и образования его владельца. Так, среди представителей высокодоходной группы доля тех, кто тратят на телефон более 600 рублей в месяц, практически в десять раз выше, чем среди респондентов с более низким уровнем достатка.

   Существует и взаимосвязь наличия мобильного телефона и размера расходов на него и сферы деятельности респондента. Особенно выделяется по величине расходов на фоне остальных коммерческая сфера.

   Рис. 1. Эластичность ежемесячных расходов на мобильные телефоны

   2. Карьера.
   Как Вы считаете, кто является лучшим руководителем — мужчина или женщина?

   Практически половина москвичей (49,2%) полагают, что мужчина является лучшим руководителем, по сравнению с женщиной. Чуть менее трети опрошенных считают половой признак не значимым (29,4%). Женщину лучшим руководителем называют лишь 13,6% респондентов.

   Интересная зависимость наблюдается в отношении данного показателя и половозрастных характеристик. Так, чем моложе мужчина, тем чаще он называет представителя мужского пола лучшим руководителем, тогда как чем мужчина старше, тем чаще мнение его меняется в противоположную сторону — к женщине-руководителю или независимости от пола. В свою очередь, для женщин тенденция обратная — увеличение возраста сказывается на уменьшении ответов в пользу женщины-руководителя.

   Мужчину в качестве лучшего руководителя называют представители производственной сферы, тогда как домохозяйки чаще указывают представительницу женского пола. Респонденты, занятые в коммерческой сфере, в свою очередь, чаще других считают, что показатель эффективности руководства не зависит от гендерного признака.

   По мере продвижения из низкодоходной группы населения в высокодоходную, растет доля тех, кто выбирают альтернативу ответа «мужчина», и уменьшается доля тех, кто указывают вариант «женщина».

   Рис. 2. Идентификация лучшего руководителя в зависимости от уровня дохода респондента

   3. Здоровье.
   Как часто Вы посещаете стоматолога?

   Стоматолог является, наверное, самым нелюбимым с детства врачом, однако эта причина вряд ли является первой в списке 53,7% респондентов, посещающих стоматолога реже одного раза в год. Данная группа чаще представлена представителями старшего поколения (от 56 лет), пенсионерами, респондентами с низким уровнем образования и дохода. Учитывая ее социальный состав, скорее всего причина столь редкого посещения врача — финансовая.

   Группа «средней» частоты посещения — не реже одного раза в год — составляет примерно 1/5 жителей Москвы. Москвичей, соблюдающих советы врача о показе не реже раз в год, а лучше в полгода следует по частоте посещения условно разделить на две группы: «посещающие стоматолога не реже одного раза в квартал» (4,5%) и «посещающие стоматолога не реже одного раза в полгода» (11,4%). Поскольку социально-демографический состав для данных групп практически не меняется, целесообразно проводить анализ тенденций в целом. Так, чем выше уровень дохода и образования, тем чаще респондент посещает стоматолога. Аналогичную зависимость можно выразить по отношению к возрасту: чем моложе респондент, тем выше активность посещения.

   Рис. 3. Частота посещения стоматолога в зависимости от гендерного признака

   4. Дети.
   Помните ли Вы, как зовут Вашего первого учителя?

   Интересным представляется тот факт, что чуть менее 2/3 москвичей помнят, как зовут их первого школьного учителя. Соответственно, 30,7% называют противоположную альтернативу ответа на заданный вопрос.

   Вспоминание имени первого школьного учителя в большей степени свойственно представителям молодежной группы, особенно женского пола. Так, 83,4% женщин в возрасте от 18 до 34 лет говорят, что помнят имя-отчество первого учителя, тогда как аналогичное мнение высказывают лишь 75,0% мужчин в данной возрастной группе. Чем старше респонденты, тем ближе по наполненности становятся группы.

   На знание имени первого школьного учителя чаще ссылаются респонденты, занятые в коммерческой и социальной сферах, в то время как участники опроса, сферой деятельности которых является производство, чаще выбирают альтернативу ответа «нет».
Очевидна корреляция данного показателя с уровнем образования респондента: чем оно выше, тем выше уровень осведомленности о первом школьном учителе.

   Рис. 4. Знание имени первого школьного учителя в зависимости от половозрастных характеристик

   5. Досуг.
   Если исключить Большой Театр, какой театр в Москве можно назвать лучшим?

   На первом месте в списке лучших, с точки зрения москвичей, театров (за исключением Большого Театра) находится «Ленком» (9,4%). Второе место занимает «Театр Эстрады» (7,0%), третье — «Театр Сатиры» (5,9%). На четвертом месте с отрывом всего в 0,1 пункта находится «МХАТ им. Чехова» (5,8%). Пятерку лидеров замыкает «Театр им. Вахтангова» (5,3%). Далее в порядке убывания следуют: «Содружество Актеров Таганки» (4,9%), «Современник» (4,7%), «Сатирикон» (3,7%), «Театр Оперетты» (3,1%), «Театр Маяковского» (2,1%), «Театр им. Моссовета» (2,0%). Всего было названо 35 театров, однако анализу подлежат только те, чей рейтинг лежит в пределах статистической значимости.

  Интересной представляется зависимость ответов респондентов от половозрастных характеристик. Так, например, представители молодежной группы (18—24 лет) как мужского, так и женского пола чаще в качестве лучшего московского театра называют «Сатирикон». Группа несколько постарше, в свою очередь, чаще указывает на «Театр Сатиры» и «Содружество Актеров Таганки». Значимой для освещения является также следующая информация: чем старше женщина, тем чаще она называет лучшим «Театр Эстрады», тогда как чем меньше ее возраст, тем чаще звучит ответ «Ленком».

   «Ленком» также чаще указывается среди респондентов, занятых в социальной и коммерческой сферах, хотя представители социальной сферы еще чаще других называют «Современник». Пенсионерам в большей степени импонируют «Театр Эстрады» и «МХАТ им. Чехова».

   Лидирующую позицию «Ленком» получил благодаря поддержке респондентов с высоким уровнем образования и низким уровнем дохода. За счет неприятия именно этими группами «Театр Эстрады» занял лишь второе место. Представители же высокодоходной группы населения чаще отдают предпочтение таким театрам, как «Содружество Актеров Таганки» и «МХАТ им. Чехова».

   Рис. 5. Рейтинг лучших московских театров (исключая Большой Театр)

   6. Авто.
    Если в Вашей семье есть автомобиль, назовите сумму, которую Вы в среднем тратите в месяц на бензин?

   11,5% автолюбителей в среднем в месяц тратят на бензин 600 рублей и менее. Несколько больше тех, кто называют интервал от 601 до 1200 рублей (15,4%). Сумму в диапазоне 1201—2000 рублей в месяц на бензин расходуют 7,0%, в диапазоне 2001—3000 рублей — 6,9%. Свыше 3000 рублей на бензин ежемесячно тратят лишь 4,8% респондентов.

   Увеличение ежемесячных средств на бензин наблюдается со стороны высокодоходной и высокообразованной групп населения. Прослеживается также зависимость от возраста: чем моложе респондент, тем чаще он в качестве интервала ежемесячных расходов на бензин называет от 601 до 1200 рублей.

   Практически 2/3 опрошенных констатируют факт отсутствия личного автомобиля (64,2%). Преимущественно данная группа состоит из представителей старшей возрастной группы (от 56 лет), пенсионеров, респондентов с низким уровнем образования и дохода.

   Рис. 6. Ежемесячные расходы на бензин

   7.Стиль.
   Верите ли Вы в гороскопы?

   Не смотря на большую распространенность гороскопов в печатных средствах массовой информации, примерно 2/3 москвичей (61,1%) не верят им. Лишь 29,4% опрошенных доверяют информации, размещенной в гороскопах.

   Женщины более, нежели представители противоположного пола, доверчивы к информации в гороскопах. Аналогичная тенденция прослеживается по мере увеличения возраста.

   Анализ зависимости данного показателя от сферы деятельности респондента показал на повышенную склонность к гороскопам со стороны занятых в социальной сфере, а также домохозяек, и пониженную — со стороны представителей производственной сферы.
По мере продвижения из низкодоходной группы в высокодоходную растет доля тех, кто не верят в гороскопы, и соответственно, уменьшается доля доверяющих им.

   Рис. 7. Доверие гороскопам в зависимости от гендерного признака


   В следующем выпуске «МосквоMетра»:

  Потребление. Покупку каких предметов видео- и аудио техники Вы планируете совершить до нового года?
  Карьера. Если Вы работаете, то применяется ли у Вас на работе система денежных штрафов для провинившихся сотрудников?
  Здоровье. На сколько баллов Вы бы оценили свое физическое здоровье?
  Дети. Если у Вас есть дети школьного возраста, то насколько Вы удовлетворены уровнем преподавания в школе?
  Досуг. Назовите самого привлекательного киноактера/самую привлекательную киноактрису последнего десятилетия?
  Авто. Если Вы водите автомобиль, то какой Ваш водительский стаж?
  Стиль. Выберите наиболее близкое Вам продолжение предложения «Наручные часы для меня это … »?

Если вас заинтересовала данная страница, возможно, вам будут интересны сайты по следующим ссылкам:




 

©2001-2016 CSR Research